Чарджбэк — что это и как работает?
Количество случаев интернет-мошенничества увеличивается с каждым годом. Уберечь себя от неправомерных действий злоумышленников не так просто, ведь они научились умело маскироваться под продавцов онлайн-магазинов, операторов мобильных услуг, банковских консультантов. Чтобы защитить пользователей платежных карт, международные специалисты разработали услугу чарджбэк — это возможность вернуть деньги на счет в случае неправомерных действий интернет-мошенников.
Виды чарджбэков от VISA и MasterCard
Международные платежные системы различают четыре категории чарджбэков:
- Fraud (мошенничество);
- Authorisation (авторизация);
- Processing Errors (процессинговые ошибки);
- Consumer Disputes (потребительские споры).
Самая распространенная причина, по которой покупатели требуют возврат средств — это мошенничество. На нее приходится около 75% чарджбэков. В основном это транзакции по украденной карте или аккаунту. В большинстве подобных случаев банк возвращает деньги клиенту. Однако если удается доказать, что владелец карты добровольно передал СVV-код другому лицу, возвратный платеж выполнить не удастся. Причина — нарушение правил безопасности пользования картой.
Около 20% составляют чарджбэки, связанные с претензиями клиентов к товарам. Предметами жалоб обычно становится низкое качество, проблемы с доставкой, непрозрачность регулярных списаний, конфликты со службой поддержки и т.д.
До 5% занимают случаи ошибок при авторизации и процессинговые ошибки.
Как работает чарджбэк?
Чарджбек можно выполнить вне зависимости от того, какой банк выдал вам карту. Инструментом подобной операции являются системы Виза и Мастеркард. Чтобы вернуть незаконно утраченные деньги, нужно обратиться в финучреждение с заявлением и доказательствами. Причиной могут послужить мошеннические действия или выполненная с ошибками транзакция.
Важные моменты:
- чарджбек в Украине может быть выполнен только если с момента транзакции прошло не более 540 дней;
- услугой нельзя воспользоваться если оплата совершалась наличными;
- согласно статистике, около 20% от всех заявлений, которые направляются в Международные платежные системы, получают одобрение;
- чарджбэк возможен только для платежей по МПС (существует ряд украинских платежных систем, которые переводят деньги автономно).
Если вам так и не удалось получить средства обратно, внимательно изучите причины отказа. Решение можно оспорить, обратившись с жалобой в следующие инстанции:
- главный офис банка;
- Международные платежные системы;
- Национальный банк Украины.
Жалобу нужно подавать только если вы четко видите, что сотрудники банка откровенно не хотят заниматься вашей ситуацией. Напишите, что вы столкнулись с мошенническими действиями в сети и потеряли средства, а банк отказывается помочь разобраться с ситуацией.
Чарджбек в Приватбанке
Чарджбек в ПриватБанке ничем не отличается от процедуры возвращения средств через другие банки, сотрудничающие с Международными платежными системами.
Чтобы воспользоваться услугой, нужно осуществить следующие шаги:
- четко сформулировать причину, по которой вы хотите инициировать чарджбэк;
- создать доказательную базу (можно использовать фото, видео, скриншоты переписок, аудиозаписи телефонных разговоров и т.д.);
- подать заявление в отделении банка или онлайн.
Приватбанк проверит транзакцию на наличие нарушений и отправит информацию эквайеру. Получив запрос на выполнение чарджбека, Мастеркард и Виза устанавливают наличие технической возможности для возврата денег. После многочисленных проверок и переговоров с продавцом принимается окончательное решение. В итоге держатель карты получает либо деньги, либо отказ с объяснением причины.
Для проведения чарджбека сроки, как правило, устанавливаются в пределах 30-60 кал. дней. Отследить статус заявки можно на официальном сайте Приватбанка.
Когда можно сделать возвратный платеж?
Чарджбек может понадобиться в самых разных ситуациях. Например когда нужно вернуть деньги на счет и отменить проведенную платежную операцию. Чарджбэк может проводиться как по заявлению держателя карты, так и по инициативе банка-эмитента. Данная услуга доступна также людям, владеющим е-кошельками.
Обстоятельства, при которых может быть выполнен возвратный платеж:
- с карты списали сумму, большую стоимости товара;
- карту использовали для расчета за покупки, которые не проводились ее владельцем;
- во время онлайн-покупок, когда продавец получил предоплату, а товар не выслал;
- при оформлении возврата: когда продавец получил товар, а деньги за него не вернул;
- когда при выполнении оплаты или перевода средств была дважды списана одна и та же сумма;
- при сотрудничестве с форекс-мошенниками: когда трейдер оплачивает бинарные опционы и сливает весь депозит;
- когда на карте и на чеке стоят разные подписи;
- если время проведения платежа не совпадает с датой транзакции;
- когда сумма на счету уменьшилась, а банкомат не выдал деньги.
Чтобы избежать неприятных ситуаций при осуществлении онлайн-платежей, специалисты рекомендуют совершать покупки только у проверенных продавцов и ни при каких обстоятельствах не разглашать посторонним лицам данные банковской карты.