Стоит ли вводить финансовую грамотность в школьную программу?
Украинцы очень мало знают о финансах. Это подтвердило исследование USAID и НБУ в 2019 году, по итогам которого Украина заняла последнее место среди 30 стран по индексу финграмотности. Хуже всех в финансах разбирается молодежь — украинцы в возрасте от 18 до 24 лет. Чтобы изменить ситуацию, эксперты предлагают ввести финансовую грамотность в школьную программу. Нужно ли это детям и что может получиться в итоге, читайте в нашем блоге.
Мнения родителей разделилось
Узнав об инициативах USAID и НБУ, родители начали активно обсуждать их в соцсетях. Одни заявляют, что хотели бы, чтобы их детей учили обращаться с деньгами еще в школе. Другие говорят, что введение нового предмета не принесет пользы, а только усилит нагрузку на школьников.
Марина, 36 лет
У меня двое детей и я поддерживаю введение финграмотности в школах. Уже в 7,8 лет у детей появляются карманные деньги. Они должны знать как ими распоряжаться — экономить, тратить и копить.
Андрей, 32 года
Считаю, что финграмотность — это очень нужный предмет, который точно пригодится в жизни. Детям, а особенно подросткам должны рассказывать о кредитах, инвестициях, курсе валют и пр. вещах. Вводить предмет, по моему мнению, нужно с 8-9 класса.
Мария, 29 лет
Не поддерживаю. Пусть лучше школы уделяют внимание качественному преподаванию основных предметов: математики, украинского и английского языков.
Алексей, 43 года
Предметов в школе и так много. Ребенок приходит домой уставший, а потом еще до вечера делает домашние задания. Как по мне, то в Украине пора вводить систему обязательных дисциплин + на выбор ученика. Финграмотность лучше преподавать факультативно.
Почему финграмотность — это нужно и полезно?
После окончания школы дети встают на порог взрослой жизни, в которой нужно как-то ориентироваться. Большинство из них уезжают учиться в другие города и становятся полностью самостоятельными — и в финансовом плане тоже.
Сегодня украинские школы не готовят детей к финансовому будущему. Им не рассказывают о том как можно зарабатывать, тратить и экономить деньги; о краткосрочных и долгосрочных накоплениях, подушке безопасности, об инвестициях и инфляции, о кредитах и их последствиях. Хорошо если родители уделяют должное внимание финансовому воспитанию ребенка дома. Если нет — придется учиться на ошибках, иногда очень дорогих.
В Европе, в отличие от Украины, давно поняли, зачем детям нужна финансовая грамотность и ввели предмет в школьную программу. Давайте разберемся, почему:
- ребенок с ранних лет учится планировать, причем не только финансы, но также время и задачи, что пригодится во всех сферах жизни;
- финансы — это ответственность: школьникам рассказывают как взвешенно принимать решения, действовать на результат и анализировать последствия;
- дети, которые обучаются финансовой грамотности, становятся более рассудительными, умеют формулировать цели, ценят время и труд;
- ребенок узнает об инвестициях, способах активного и пассивного заработка и может применить знания на практике; у него появляется больше возможностей стать успешным, чем у некоторых современных взрослых, которым для развития, нужно ломать стереотипы и менять свои представления о финансах;
- изучение финграмотности в школе помогает детям быстрее определяться с профессиями и понимать, чего они хотят от жизни;
- подросток может обсуждать с родителями свое финансовое будущее на одном языке: выбор вуза, переезд и аренду квартиры, планирование карманных расходов, приобретение жилья.
Многие родители опасаются, что с появлением школе нового предмета их дети станут более меркантильными и зацикленными на финансах. Чтобы этого не произошло, нужно разговаривать с ребенком и чаще напоминать, что деньги — это далеко не самое главное в жизни. Есть еще любовь, здоровье, дружба, внутренняя гармония, радость от того, что рядом близкие и родные люди. Эти ценности, в истинных их проявлениях, за деньги не купишь.